- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мероприятий по совершенствованию потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005843 |
Тема: | Разработка мероприятий по совершенствованию потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти |
Содержание
4 Содержание Введение 1. Теоретические аспекты развития рынка потребительских услуг на муниципальном уровне 1.1. Экономическое содержание понятий «сфера услуг» и «потребительские услуги» 1.2. Показатели развития рынка потребительских услуг 1.3. Особенности потребительских услуг на муниципальном уровне 2. Анализ потребительских услуг г.о. Тольятти Самарской области 2.1. Социально-экономическая характеристика г.о. Тольятти 2.2. Анализ рынка потребительский услуг г.о. Тольятти и эффективности управления им на муниципальном уровне 3. Направления совершенствования потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти 3.1. Проблемы рынка потребительских услуг г.о. Тольятти 3.2. Мероприятия по совершенствованию потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти Заключение Библиографический список 3 6 6 10 15 27 27 38 48 48 50 54 60 Введение В современных условиях в российской экономике сфера потребительских услуг приобретает все большую значимость, поскольку обеспечивает удовлетворение основных потребностей населения страны, а также служит катализатором потребительского спроса на другие товары и услуги. Следует отметить, что сфера потребительских товаров и услуг занимает одно из важных мест в системе муниципального управления, от эффективного развития которой во многом зависит снижение социальной напряженности и повышение качества жизни населения. В тоже время, потребительский рынок России, зачастую, живет еще традициями советского времени. Население, являющееся основной группой потребления услуг, не всегда знакомо с западными стандартами этих видов услуг и слабо представляет их ассортимент. Предприниматели, развивающие эти виды услуг, находятся не в лучшем положении. Государственные и муниципальные организации, планирующие развитие сферы услуг на уровне районов, городов, областей, также обладают дефицитом необходимой информации для принятия правильных и эффективных управленческих решений. Совершенствование системы местного самоуправления сковывает то, что во многих муниципальных образованиях продолжает господствовать ранее широко распространенная схема социально-экономического планирования «от возможностей отраслей материального производства», а не модель «от потребностей населения», предполагающая их удовлетворение как ключевую цель функционирования всего производственного комплекса, не учитывается. Несмотря на то, что вопросы формирования и регулирования потребительского рынка как составляющей рынка социально-бытовых услуг достаточно подробно освещены в специализированной литературе, и в принятых на уровне субъектов Российской Федерации целевых комплексных программах развития потребительского рынка, наиболее слабым звеном в этих исследованиях является отсутствие комплексного подхода к анализу сущности рынка потребительских услуг и основных факторов, влияющих на его формирование, развитие и управление, а также недостаток институциональных механизмов его регулирования на муниципальном уровне. Таким образом, в связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов местного самоуправления в развитии рынка потребительских услуг. Многообразие видов услуг, их различная социальная и экономическая значимость выдвигают на передний план разработку методов эффективного управления сферой бытовых услуг на муниципальном уровне. Объектом исследования является потребительский рынок г.о. Тольятти. Предмет исследования – особенности развития рынка потребительский услуг г.о. Тольятти. Цель исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти. Задачи исследования: - рассмотреть экономическое содержание понятия «потребительские услуги»; - рассмотреть показатели развития рынка потребительских услуг; - исследовать особенности потребительских услуг на муниципальном уровне; - провести анализ потребительских услуг г.о. Тольятти Самарской области; - провести анализ деятельности Управления потребительского рынка г.о. Тольятти; - выявить проблемы рынка потребительских услуг г.о. Тольятти; - определить направления совершенствования потребительских услуг на муниципальном уровне г.о. Тольятти; Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных ученых по проблемам особенностей развития рынка потребительских услуг на муниципальном уровне. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретических основ совершенствования рынка потребительских услуг на муниципальном уровне, что позволяет углубить представления о ключевых направлениях и экономико-организационном обеспечении этого процесса. Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке комплекса экономико-организационных мер, призванных обеспечить развитие рынка потребительских услуг на муниципальном уровне, а также управления процессами оказания потребительских услуг на муниципальном уровне. Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы общенаучные методы познания, а также методы системного, стратегического, структурно-функционального, экономико-статистического анализа. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка. 1. Теоретические аспекты развития рынка потребительских услуг на муниципальном уровне 1.1. Экономическое содержание понятий «сфера услуг» и «потребительские услуги» Глобальный общественно-экономический процесс утверждения сферы услуг, как перспективной сферы деловой активности, непосредственно влияет на трансформационные изменения в России, охвативших экономику, общество, регионы. В России сформировалась устойчивая тенденция к росту сферы услуг. Сфера услуг стремительно растет и диверсифицируется соответственно росту и разнообразию спроса на услуги. В то же время, имеющиеся диспропорции территориальной организации сферы услуг, контрасты уровня обслуживания в центре и на периферии вызывают миграционные процессы. Совершенная территориальная организация сферы услуг - одна из ключевых задач в реализации региональной политики государства, один из критериев в перестройке административно-территориального устройства. Обстоятельное изучение геопространственных аспектов функционирования сферы услуг на региональном, микрорегиональных, локальном уровнях актуально. Динамизм общественного развития вносит постоянные коррективы в ранее принятые понятия, теории, обусловливает необходимость переоценки ряда факторов, влияющих на территориальную организацию общества, в том числе, сферы услуг. Объективная необходимость дальнейшего углубления теоретических положений и методологических основ исследования сферы услуг региона определили выбор и актуальность темы настоящей статьи. Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу. В древние времена общественное оказание услуг было неразвито. Товарный обмен и торговля осуществлялись, в основном, в виде готовых результатов сельскохозяйственного или ремесленного труда. В таблице 1 представлены концептуальные подходы к определению категории «сфера услуг». Таблица 1 - Концептуальные подходы к определению категории «сфера услуг» Автор Определение Лопашенко Н.А. совокупность отраслей экономики, предоставляющих услуги населению Бардовский В.П. часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами Михайлова Э.А., Орлова Л.Н. представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению Васильева Е.В. сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов Гатаулин, А.М. сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. Журавлева, Г.П. это совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения Викулина, Т.Д. наряду с управлением, наукой, искусством, подготовкой кадров входит в непроизводственную сферу и составляет основу третичного сектора экономики Даниленко, Л.Н. область экономики, занимающаяся предоставлением различного рода услуг физическим и юридическим лицам Косов Н.С., Лютиков С.А. совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг - непроизводственная сфера Гукасьян, Г.М. сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания. По мере эволюции человеческого общества, научно-технического прогресса, механизации и автоматизации физического труда, сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся как раз в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции. Сфера потребительских услуг в научной литературе рассматривается как некая социально-экономическая общность, имеющая особое значение для обеспечения жизнедеятельности населения страны и повышения качества его жизни. Потребительский рынок представляет собой сферу обращения товаров и услуг, предназначенных для личного потребления отдельными гражданами, и включает в себя следующие сегменты: - рынок потребительских товаров, в том числе: - рынок продовольственных товаров; - рынок непродовольственных товаров; - рынок потребительских услуг; - рынок личного недвижимого имущества. Все эти сегменты тесно связаны между собой и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения, эффективному функционированию всех систем производства и товародвижения в регионе. Аналогичное понимание несет и термин «потребительская услуга»: «потребительские услуги – услуги, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах». Сфера потребительских услуг представляет собой лишь ограниченный сегмент сферы услуг. На основе проведенного анализа сущности потребительских услуг нами установлено отсутствие единого подхода в современной экономической науке к определению сущности потребительских услуг. Сопоставление различных взглядов по данному вопросу позволило сформулировать ключевые характеристики потребительских услуг: 1) приобретение услуг физическими лицами; 2) потребление услуг физическими лицами; 3) использование результатов услуг для личных целей. Сфера потребительских услуг во многих государствах является регулируемой средой. Механизм регулирования заключается в анализе совокупности индивидуальных экономических действий участников сферы потребительских услуг, проводимом соответствующими органами, и формировании на этой основе системы ответных действий, направленных на обеспечение ее стабильного и поступательного развития. В качестве субъектов сферы потребительских услуг выступают отдельные предприятия. Поскольку в основной массе они представляют собой малые предприятия, то их индивидуальных действий будет большое количество, в связи с чем, регулирующие органы при реализации взаимодействия с данными участниками испытывают значительно большие трудности, чем на более монополизированных рынках. 1.2. Показатели развития рынка потребительских услуг Для формирования комплексной оценки эффективности в отраслях сферы услуг необходимо руководствоваться поэтапной разработкой системы показателей результативности. В России на сегодняшний день нет единого установленного регламента определения плановых значений и учета фактически достигнутых, методики расчета и заключительного анализа социально-экономической эффективности или неэффективности сферы услуг на муниципальном уровне при стратегическом планировании. В иных отраслях, где преобладает коммерциализация всего рабочего процесса, работа рассчитана на выполнение заказов, получение доходов в кратко- и среднесрочный период, где организации непосредственно вовлечены в конкурентную борьбу (промышленность, строительство, агропромышленный комплекс) используются различные элементы управления и стимулирования по результатам деятельности (прибыли организации). Но сферы, которые изначально были ориентированы на создание социальной базы качества жизни населения (образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, молодежная политика, а также отрасль ЖКХ), нельзя оценивать по параметру экономической доходности. Здесь результатом работы должен стать уровень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг населению. При формировании оценки социально-экономической эффективности в отраслях сферы услуг на муниципальном уровне необходимо выделение таких критериев как: 1) объем финансирования данной отрасли (выделяя при этом разные уровни бюджета), доходная и расходная части финансово-хозяйственной деятельности организаций и учреждений; 2) деятельность организаций и учреждений в заданных единицах. Первая часть необходима для отражения экономической деятельности сферы услуг. Полученные значения будут являться основой для последующего анализа с учетом того, что социально ориентированные отрасли не будут иметь большой доход, но при этом можно сделать вывод об уровне расходов на содержание учреждений, оплату труда, улучшение материально-технической базы и техническое обслуживание. Так, ученые Национального института стратегических исследований фокусируют анализ на количественных и удельных показателях по объему неформальной занятости, объема теневого капитала и финансовых потоков, сокрытии земельных отношений, дифференциации доходов и расходов населения, наличных денег в обращении и объемам производства, динамике цен факторов производства, готовой продукции и рентабельности производства. Так, это практическая сторона дела. При теоретико-прикладных исследованиях проблем теневой экономической деятельности обычно применяют широкий перечень методических подходов к оценке ее уровня. Предлагаются методы опроса, анализа налоговых проверок, экономико-правового анализа, разногласий, оценки неучтенной стоимости, монетарные, эконометрические, структурные и специальные методы; в исследованиях М. Флейчук анализируются преимущественно учетно-статистический (экономический), формально-правовой (контрольно-ревизионный), криминологический (юридический), комплексный методы. Применение методов косвенного оценивания позволяет косвенно подойти к определению объемов и уровня теневой деятельности. Здесь при формировании информационно-аналитического обеспечения уже не используются результаты оперативно-розыскных или контролирующих мероприятий, прямых опросов, а используется сравнение и динамика показателей, гипотетически связанных между собой. Известно, что к основным разновидностям косвенного оценивания тенизации экономики относятся методы документального, бухгалтерского и экономического анализа. Метод документального анализа является ретроспективным исследованиям в области внешнего оформления или в содержании учетных документов. Его применение позволяет выявить деструктивные факторы хозяйственной деятельности, которые проявляются в форме специфических документальных несоответствий, а именно - противоречий в содержании отдельных документов, учетных документов, отражающих одну и ту же или взаимосвязанные операции, учетных документов, отражающих однородные операции. Схема анализа потребительских услуг, общепринятая в современной финансово-экономической практике, заключается в следующем: 1-й этап. Рассмотрение общего объема услуг, их структуры по видам, типам организаций, предоставляющих услуги в зависимости от формы собственности, и организационно-правовых форм, по социально-экономическим группам потребителей и т.п. Виды платных услуг населению в разных странах могут различаться. В России их перечень определяется, как указывалось выше, Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН). 2-й этап. Анализ динамики предоставления услуг, то есть оценка изменений объемов предоставления отдельных видов услуг. Динамика «услугооборота» отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности потребительского спроса на услуги и тенденции его удовлетворения. Результатами этого этапа анализа должны стать выявление и моделирование закономерностей динамического развития сферы услуг и ее прогнозирование. Здесь уместно использовать все известные методы исследования динамических процессов: построение динамических рядов, расчет его показателей, построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных предприятий и регионов по темпам роста оборота в этой сфере. 3-й этап. Анализ эффективности предоставления услуг и процесса удовлетворения спроса. На этом этапе представляют интерес показатели обеспеченности потребителей предприятиями сферы услуг и показатели темпов роста цен и тарифов на услуги. 4-й этап. Региональный анализ. Задачами регионального анализа являются оценка структуры, уровня и динамики объемов предоставления услуг в каждом отдельном регионе; выявление зависимостей и развития сферы услуг от состояния и развития экономики и социально-демографических условий региона; характеристика доли региона на рынке страны; анализ региональных различий; выявление и моделирование факторов, обусловивших эти различия, и т.д. Естественно, что в ходе решения задач по оценке и анализу сферы услуг неизбежно возникают дополнительные задачи по выявлению и интерпретации причинно-следственных связей, характеристике факторов, которые в отдельности или в комплексе обусловили данный характер ее развития. Система показателей анализа услуг представлена в таблице 2. Таблица 2 - Система показателей анализа потребительских услуг № п/п Показатель, ед. измерения Методика расчета Характеристика показателя 1 2 3 4 1 Объем оказанных населению услуг Общий объем услуг 2. Объем платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями Выборочное обследование малых предприятий по показателю «Объем платных услуг населению» 3. Объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами Произведение числа предпринимателей, занимающихся оказанием услуг, и среднего объема услуг, оказанного одним предпринимателем Где Ок - объем платных услуг населению по крупным, средним организациям и организациям с численностью работников до 15 человек, не имеющих статус малого предприятия; Ом - объем платных услуг по малым предприятиям; Ообс - объем платных услуг по обследованному кругу малых предприятий; Чобс - число обследованных малых предприятий (т.е. попавших в выборку); Чг - число малых предприятий в генеральной совокупности; Ф - среднегодовая численность физических лиц, занимающихся оказанием платных услуг без образования юридического лица; Оф - объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, в расчете на одного предпринимателя. Несмотря на многочисленные публикации и значительный вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие методологий оценки функционирования сервисной экономики в рыночных условиях, постоянное возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику на всех ее уровнях вызывает необходимость проведения дальнейших многосторонних исследований с целью выявления уровней регулирования услуг, оценки и путей повышения их инвестиционной и инновационной привлекательностей, а также социально-экономической эффективности в той или иной сфере сервисной экономики. 1.3. Особенности потребительских услуг на муниципальном уровне Развитие рынка потребительских услуг на локальной территории - это целенаправленная и организованная деятельность органов власти всех уровней в рамках установленных законодательством полномочий, направленная на функционирование рынка товаров и услуг способами экономического и административного регулирования, рационального текущего управления и контролем за надлежащим состоянием. В качестве среднесрочных направлений реализации политики по развитию рынка потребительских услуг на территории муниципального образования в научной литературе отмечается: повышение качества предоставления потребительских услуг и культуры обслуживания потребителей; анализ состояния сферы рынка потребительских услуг и прогнозирование тенденций его развития; организация работы по созданию условий для формирования конкурентной среды и повышения качества работы предприятий, оказывающих потребительских услуг населению; подготовка рекомендаций для субъектов предпринимательской деятельности по развитию рынка потребительских услуг на территории. Сфера услуг динамично развивается, о чем свидетельствуют статистические данные, ежегодно публикуемые Федеральной службой государственной статистики. В Самарской области темп роста объема оказанных населению платных услуг составил 105,9%. На 2015 г. более 25 % малых предприятий были заняты в сфере услуг. Рассмотрим соотношение крупных, средних и малых предприятий изучаемой сферы по доминирующим отраслевым группам. Таблица 2 - Распределение объема платных услуг для населения Самарской области по секторам реализации в 2015 г. Оказано платных услуг Крупными и средними предприятиями Субъектами малого предпринимательства Млн руб. В % к общему объему Млн руб. В % к общему объему Платные услуги в том числе: 60348 74 20324 25 Бытовые 2752,9 36,4 4807,5 63 Транспортные 8396,7 56,2 6536,6 43,8 Связи 15996,1 96,2 630,4 3,8 ЖКХ 20059,6 96,7 646,4 3,3 Медицинские 2862,5 71,6 1137,4 28,4 Системы образования 6535,5 81,1 1519,9 18,9 Объем платных услуг на 74,8% формировался крупными и средними предприятиями (в 2013 г. эта цифра составляла 74,6%, в 2012 г. – 78,5%). Доля малого предпринимательства - 25,2% (соответственно 25,3% и 22,5 %), в том числе физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе, некорпоративными предприятиями было обеспечено 19,5% (соответственно 15,7% и 16,7%) от общего объема оказанных услуг. Несмотря на высокие показатели отличительной особенностью сектора услуг, оказываемых малыми предприятиями, продолжает оставаться высокая доля теневого бизнеса. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Формирование благоприятных условий и поддержка малых предприятий сферы услуг являются приоритетными направлениями ее развития в регионе. Формирование национального рынка услуг происходит в сложных условиях трансформационной экономики. В условиях рынка производителями услуг выступают юридические лица и граждане - предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность коммерческого или некоммерческого характера, образуя различные виды и организационные формы предприятий, независимо от форм собственности и способа образования. Сфера услуг - доминирующий сегмент в структуре хозяйственного комплекса, доля которого в национальном ВВП имеет устойчивую тенденцию к росту. Проведенное исследование показывает, что наиболее стремительно формируются рынки оптовой и розничной торговли, общественного питания, телекоммуникационных, информационных, финансовых услуг. Интенсификации развития сферы услуг будут способствовать инвестиции, которые должны быть направлены, прежде всего, в производство услуг, базирующихся на использовании современных технологий и иметь рыночный спрос. Формируя экспортные ресурсы государства, национальный рынок услуг не только способствует росту национальной экономики, но и укрепляет имидж государства в мировом сообществе. Современные проблемы формирования рынка услуг обусловлены процессами рыночной трансформации хозяйственного комплекса. Среди главных проблем можно выделить «теневой» сектор, неформальную деятельность в секторе домохозяйств, монополизм. Сфера услуг характеризуется сложной структурой, многофакторностью взаимосвязей, иерархической организацией. Движущим фактором развития сферы услуг являются потребности, которые определяют стратегию, цели, механизмы, результаты деятельности. Каждому уровню иерархии потребностей соответствуют определенные услуги. На различных региональных уровнях удовлетворения потребности одного иерархического уровня имеет свою специфику. Сфера услуг - мощная коммуникативная составляющая глобализационного процесса. Возникновение мировых производителей и потребителей услуг, создание глобальных каналов реализации услуг - факторы, определяющие развитие индустрии услуг на современном этапе. В дальнейшем, «глобальные» услуги потребители будут получать при отсутствии непосредственных контактов с производителем, а традиционные услуги, имеющие локальный характер, будут вносить изменения в структуру геопространства. В структуре национального хозяйственного комплекса, где сфера услуг является доминирующим сегментом, динамично развивается производство услуг, усложняется их структура. Одной из приоритетных задач развития сферы услуг считаем необходимость устранения значительных региональных диспропорций производства и реализации услуг, которые сложились в России. Усиление тенденций к интеграции сервисной деятельности, ее локализации и территориальной концентрации приводит к формированию функциональных групп услуг (элементарных, простых, сложных), объединенных общей целью комплексного обслуживания потребителей. Тенденции межотраслевой интеграции обусловливают формирование комплекса услуг региона. Управление стимулированием социально-экономического развития города, в рамках территориальных стратегий, предполагает управление на микро – и макроуровнях. Во-первых, на микроуровне это означает стимулирование внутренней организации муниципалитета, как производственно-хозяйственного и социально-экономического комплекса, что обусловливает в свою очередь управление производством, производственной и социально-бытовой инфраструктурой в их органической взаимосвязи и взаимозависимости. Во-вторых, управление стимулированием внутренней организации города выделяет в качестве объекта управления – структуру местной экономики, экономические связи хозяйствующих субъектов базовых и небазовых отраслях территориального хозяйства, экономические отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами и органами городского управления по поводу землепользования и обеспечения производства социальными и производственными услугами. В-третьих, управление стимулированием внутренней организации города предполагает управление с учетом перспектив социально- экономического развития, как муниципального так и регионального уровня. Город выступает субъектом и объектом территориального управления. Крупный город как объект управления предполагает его включение в территориальную систему управления в межрегиональном и общефедеральном масштабах. Опираясь на системный подход к обновлению механизма территориального управления, некоторые авторы выделяют свойства этого подхода, отраженные в территориальной иерархической системе управления экономики промышленных отраслей. Результаты анализа позволяют обобщить и дополнить свойства, в частности к таким свойствам можно отнести: - точную формулировку конечных целей развития территории основных результатов, ради которых осуществляется управленческое воздействие; - тесную увязку с общими принципами управления и направлениями их изменения (отражение связи системы со средой); - выбор арсенала мероприятий, позволяющих успешно достичь поставленные цели, предвидение всех возможных последствий от реализации этих мероприятий, определение степени готовности объекта и среды к процессу реализации; - выбор четких приоритетов развития, приближающих достижение поставленных целей, отражение стратегических направлений развития, имманентно присущих данному этапу. В настоящее время накоплен значительный опыт в области методического обеспечения разработки стратегических планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе в части обоснования их экономического блока. Однако, несмотря на существование широкого спектра инструментов, позволяющих разрабатывать стратегию развития территории, некоторые вопросы остаются дискуссионными как в научной, так и экспертной среде. В частности, к ним можно отнести вопрос выбора приоритетных направлений экономической специализации муниципального образования. Данные направления ложатся в основу экономического блока программы социально-экономического развития и, более того, могут определять содержание социального блока. В рамках существующей практики можно выделить 2 основных подхода. Первый основывается на том, что в качестве приоритетных выбираются уже сложившиеся и относительно успешные сектора местной экономики, обеспечивающие занятость населения и бюджетные поступления. Его основным преимуществом является опора на уже существующие ресурсы и интересы местных предпринимателей. Это позволяет формировать экономический блок программы на основе проектов, которые планируются к реализации местным бизнесом. Прежде всего, это актуально для монопрофильных муниципальных образований, экономика которых зависит от функционирования градообразующих предприятий. Основной недостаток такого подхода связан с закреплением уже сложившейся структуры экономики и ограничением возможностей по ее модернизации. Второй подход предполагает ориентацию на развитие новых секторов местной экономики, ее структурную перестройку, привлечение внешних инвесторов. Его реализация актуальна в целях диверсификации экономики или поиска принципиального нового направления экономического развития, обеспечивающего большие конкурентные преимущества. Однако в этом случае могут возникать ограничения, связанные с отсутствием необходимых для структурной перестройки ресурсов, в том числе и человеческих. Такими ограничениями, например, могут стать узкий компетенций местного сообщества и «социальная укорененность» (social embeddedness) экономической деятельности. Имеется кардинальное различие в социальной сущности регионов, городов и фирм. Регион - это в первую очередь, социальная система; фирма - производственная. Трактовка региона как «региона-корпорации» имеет весьма ограниченный характер. Практика «социальной ответственности бизнеса» усиливает социальный компонент в деятельности фирм и компаний, но не настолько, чтобы ликвидировать их социально-гуманитарные различия по сравнения с регионами и городами. Конечной целью фирмы и компании является максимизация прибыли, в то время как конечной целью любой региональной системы - повышение благосостояния, уровня и качества жизни ее населения. Это коренным образом определяет специфику целеполагания в региональном или в корпоративном стратегическом планировании. Полномочия региональных органов власти и местного самоуправления в сфере регулирования потребительского рынка закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», при этом ни один из них не содержит чёткого определения полномочий органов местного самоуправления. Так, в соответствии с данными нормативно-правовыми актами, органы местного самоуправления несут ответственность за создание условий по обеспечению жителей муниципального образования услугами торговли, также они выполняют ряд сопряженных функций, в том числе: реализация государственной политики в области торговой деятельности, в том числе закрепление ее в местных программных документах; мониторинг состояния локального потребительского рынка; разработка и реализация мероприятий по содействию развитию торговой деятельности на территории города. Однако вопросы координации и согласования действий органов власти субъекта Федерации и местного самоуправления, пока не нашли отражения в существующей нормативно-правовой базе. Вопросы государственного регулирования развития потребительского рынка привлекают внимание и многих российских ученых. В частности, Омарова Н.Ю. рассматривает экономическую диагностику и эффективность взаимодействия предпринимательских структур на потребительском рынке. Скопина И.В. занимается вопросами формирования и развития региональных потребительских рынков в условиях трансформирующейся экономики. Существенный вклад в исследование построения эффективной системы координации локального потребительского рынка мегаполиса внес А.Н. Крамарев. Однако несмотря на существенный массив теоретико-методических исследований, вопросы координации действий органов власти разных уровней пока не получили комплексного освещения в отечественных научных изданиях. Муниципальный сектор, как и государственный сектор, в современной смешанной экономике призван восполнить провалы рынка в решении проблемы улучшения качества жизни населения и способствовать становлению гражданского общества. Сложность функционирования муниципального сектора видится в том, что сфера его влияния распространяется там, где иерархия сочетается с рынком. Это означает, что муниципальные структуры находятся не только под постоянным общественным контролем, но и испытывают на себе сильное давление потребителей. В зону ответственности местного самоуправления входят многие социально значимые общественные блага, такие как услуги здравоохранения, образования, культуры, массового спорта, социального обеспечения и другие, в ресурсном обеспечении, производстве и предоставлении которых также ответственно государство, что требует распределения полномочий и компетенций. Кроме того, муниципальные структуры испытывают воздействие конкуренции со стороны частного сектора, негосударственных некоммерческих организаций, предприятий смешанной собственности, осуществляющих аналогичную по видам деятельность. Многоцелевой характер функций муниципального сектора, направленных на решение задач по созданию привлекательности территорий для жителей, инвесторов, предпринимателей, обусловливают необходимость оценки эффективности его деятельности. Представляется, что анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления должен давать достоверную информацию для оценки уровня качества жизни населения, отражать дифференциацию муниципальных образований по ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: